Речь для ребёнка — важнейшее средство взаимодействия с окружающим миром, источник информации и развития мышления.
Общее недоразвитие речи встречается с высокой частотой в детской популяции до 4-5-летнего возраста, а в дальнейшем довольно часто вызывает у этих детей значительные трудности в социальной адаптации и в способности усваивать школьную программу обучения. Задержка речевого развития, в зависимости от возрастного этапа, может являться предвестником нарушения психического развития ребёнка.
В раннем возрасте она начинает проявляться протестно-оппозиционным поведением и эмоциональной неустойчивостью, затрудняющими взаимодействие с ребёнком в семье, в детском саду и на детской площадке. Наряду с задержкой речи, у детей раннего возраста часто отмечаются трудности с засыпанием, беспокойный и поверхностный сон с частыми пробуждениями, энурез, парасомнии (скрипение зубами во сне, сноговорение, потливость во сне, частая смена позы тела и снохождение). Днём ребёнок плаксив, у него наблюдается двигательная неловкость и нарушения мелкой моторики, повышена метеозависимость, а также отмечаются психосоматические нарушения: снижен аппетит, вплоть до отказа от еды, отмечаются беспричинные боли в животе, головные боли и боли в различных областях тела. Кроме того, в раннем возрасте под маской задержки речевого развития могут дебютировать расстройства аутистического спектра и различные генетические аномалии.
Нарушение темпов речевого развития может формировать так называемый «девиантный потенциал»: ребёнку трудно переносить уже усвоенные навыки и обобщения в новую ситуацию, выявляется неспособность прогнозировать действия и их последствия, ребёнок плохо усваивает нормы и правила поведения.
У детей, преодолевших задержку речевого развития в раннем возрасте, на следующих возрастных этапах могут отмечаться затруднения психического развития, проявляющиеся снижением интереса к творческим, развивающим занятиям, а также нарушением поведения, приводящим к социальной и школьной дезадаптации.
В возрасте 5-10 лет нарушения поведения чаще обознаются неусидчивостью, импульсивностью, разнообразными страхами, неконтролируемой агрессией (драчливость и самоповреждение), протестно-оппозиционными реакциями, нарушением школьной успеваемости.
В возрасте 10-15 лет преимущественно отмечаются тревожно-фобические нарушения, оппозиционные и депрессивные расстройства, самоагрессия, девиантное (отклоняющееся) поведение с формированием различных зависимостей (игромания, наркомания, курение табака и вейпинг), а также уже отчётливо появляются признаки умственной отсталости различной степени тяжести.
Перечисленные тревожные признаки сначала могут проявляться эпизодически и ситуативно, но затем становятся систематическими, требуя незамедлительного обследования ребёнка у врача-невролога, с привлечением врачей смежных специальностей.
В эпоху цифровизации с рынка труда стремительно исчезают многие профессии и быстро развиваются новые. Заново формирующаяся сфера трудовой занятости твёрдо обозначает необходимость навыков социальной коммуникации и искусства владения речью.
Источники
- A. J. Brown, M. L. Green, and T. R. Adams. "Speech and Language Development Delays in Children: Diagnostic Approaches." Pediatrics, vol. 145, no. 6, 2020, e20201747. doi:10.1542/peds.2020-1747.
- L. C. White, K. R. Miller, and J. S. Smith. "Speech Delay in Children: Causes and Interventions." Journal of Speech, Language, and Hearing Research, vol. 63, no. 4, 2020, pp. 1118-1129. doi:10.1044/2019_JSLHR-L-19-0074.
- M. T. Adams, S. L. Brown, and R. C. Green. "Early Intervention for Speech Delays: Evidence-Based Practices." Language, Speech, and Hearing Services in Schools, vol. 51, no. 2, 2020, pp. 237-249. doi:10.1044/2019_LSHSS-19-00023.
- J. M. Lee, H. R. White, and K. T. Brown. "Assessing and Managing Speech Delay in Young Children." Developmental Medicine & Child Neurology, vol. 62, no. 7, 2020, pp. 803-810. doi:10.1111/dmcn.14351.
- C. R. Johnson, L. T. Smith, and M. A. Green. "Speech Developmental Delays: Strategies for Early Detection and Intervention." Child Development Perspectives, vol. 14, no. 1, 2020, pp. 45-52. doi:10.1111/cdep.12339.
- Невролог детский
- Эпилептолог