Задержки развития речи: предупредить опасность! - статьи от специалистов клиники «Мать и дитя»
Запись на прием через мобильное приложение

Задержки развития речи: предупредить опасность!

Емельянова Наталья Анатольевна
Автор статьи
Емельянова Наталья Анатольевна
Эпилептолог, Невролог детский
Детская клиника «Мать и дитя» Самара
Обновлено: 20.07.2022
Кол-во просмотров: 7321

Речь для ребёнка — важнейшее средство взаимодействия с окружающим миром, источник информации и развития мышления.

Общее недоразвитие речи встречается с высокой частотой в детской популяции до 4-5-летнего возраста, а в дальнейшем довольно часто вызывает у этих детей значительные трудности в социальной адаптации и в способности усваивать школьную программу обучения. Задержка речевого развития, в зависимости от возрастного этапа, может являться предвестником нарушения психического развития ребёнка.

В раннем возрасте она начинает проявляться протестно-оппозиционным поведением и эмоциональной неустойчивостью, затрудняющими взаимодействие с ребёнком в семье, в детском саду и на детской площадке. Наряду с задержкой речи, у детей раннего возраста часто отмечаются трудности с засыпанием, беспокойный и поверхностный сон с частыми пробуждениями, энурез, парасомнии (скрипение зубами во сне, сноговорение, потливость во сне, частая смена позы тела и снохождение). Днём ребёнок плаксив, у него наблюдается двигательная неловкость и нарушения мелкой моторики, повышена метеозависимость, а также отмечаются психосоматические нарушения: снижен аппетит, вплоть до отказа от еды, отмечаются беспричинные боли в животе, головные боли и боли в различных областях тела. Кроме того, в раннем возрасте под маской задержки речевого развития могут дебютировать расстройства аутистического спектра и различные генетические аномалии.

Нарушение темпов речевого развития может формировать так называемый «девиантный потенциал»: ребёнку трудно переносить уже усвоенные навыки и обобщения в новую ситуацию, выявляется неспособность прогнозировать действия и их последствия, ребёнок плохо усваивает нормы и правила поведения.

У детей, преодолевших задержку речевого развития в раннем возрасте, на следующих возрастных этапах могут отмечаться затруднения психического развития, проявляющиеся снижением интереса к творческим, развивающим занятиям, а также нарушением поведения, приводящим к социальной и школьной дезадаптации.

В возрасте 5-10 лет нарушения поведения чаще обознаются неусидчивостью, импульсивностью, разнообразными страхами, неконтролируемой агрессией (драчливость и самоповреждение), протестно-оппозиционными реакциями, нарушением школьной успеваемости.

В возрасте 10-15 лет преимущественно отмечаются тревожно-фобические нарушения, оппозиционные и депрессивные расстройства, самоагрессия, девиантное (отклоняющееся) поведение с формированием различных зависимостей (игромания, наркомания, курение табака и вейпинг), а также уже отчётливо появляются признаки умственной отсталости различной степени тяжести.

Перечисленные тревожные признаки сначала могут проявляться эпизодически и ситуативно, но затем становятся систематическими, требуя незамедлительного обследования ребёнка у врача-невролога, с привлечением врачей смежных специальностей.

В эпоху цифровизации с рынка труда стремительно исчезают многие профессии и быстро развиваются новые. Заново формирующаяся сфера трудовой занятости твёрдо обозначает необходимость навыков социальной коммуникации и искусства владения речью.

Записаться на приём
к доктору - Емельянова Наталья Анатольевна

Нажимая на кнопку отправить, я даю согласие на обработку персональных данных

В целях улучшения работы сайт использует cookie.

Продолжая пользоваться сайтом, вы выражаете свое согласие на обработку ваших статистических данных с использованием метрических программ.

В случае отказа вы можете отключить сохранение cookie в настройках вашего браузера или прекратить использование сайта.